Почему сотрудники пишут негативные отзывы и кто на самом деле в этом виноват? Как изменился портрет и ценности работающей женщины за последние несколько десятилетий и к чему это привело? На эти и другие вопросы дала ответ специалист по персоналу СТОЛИЧНОЙ Ювелирной Фабрики

 

Сталкивались ли вы с негативными отзывами о работодателе в интернете? Как Вы относитесь к данному явлению?

Да, сталкивалась и неоднократно, во многих компаниях. Заметила, что особенно часто пестрят отзывы в компаниях, где складывается преимущественно «дружный женский коллектив». В нашей компании именно такая ситуация, большая часть наших сотрудников – девушки и молодые женщины. Отношусь к этому явлению спокойно, считаю, что популярность данных сайтов естественна и многие наши претендентки на вакансию ищут там информацию о будущем работодателе.

Еще двадцать лет назад такие достижения как профессионализм, успешная карьера, реализация себя и своих способностей были в большей степени мужской прерогативой. Во всяком случае, в нашей стране, да и на всем постсоветстком пространстве. Для женщины основным составляющим жизненного успеха было – «удачно выйти замуж», муж, дети, родственные связи. Работа воспринималась скорее, как дополнение, но не как приоритет. Не как способ самореализации, а «чтобы дома не сидеть», «потому что так надо», «чтобы иметь свои деньги».

Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась – новое поколение молодых женщин, именно тех, кого мы видим нашими сотрудниками, мыслят иначе:  у них другое понимание жизни и другие жизненные задачи. Эти люди уже не считают, что единственный жизненный успех – это успех их настоящего или будущего мужа. Они понимают, что у них есть шанс найти себя через профессию, через карьерное развитие. Поэтому очень внимательно относятся к тому месту, где собираются работать. Смогут ли получить там новые знания и навыки? Заметят ли там их старания? Также на рынке труда появилось огромное количество недобросовестных работодателей, которые работают с персоналом по формуле «ты принесешь мне деньги, и я с тобой ими поделюсь, может быть». Так что эти два фактора – внимательное отношение к своему профессиональному развитию и страх быть обманутым – и обусловливают популярность сайтов отзывов.

 Как вы думаете, почему негативных отзывов всегда больше?

Можно провести аналогию – а почему негативных новостных сюжетов всегда больше? Как и с новостями, жизнь не состоит только из негатива, но негатив заметнее и воспринимается острее. Страх – самая сильная и значимая эмоция. Именно этот факт позволил выжить человечеству, да и всем живым существам. Поэтому все, что может напугать, не проходит незамеченным мимо человеческой психики. Именно страшные, пугающие сцены фильмов, делают фильмы ужасов привлекательными, без негативных моментов никто не будет смотреть новости. Человек боится – смена работы большой стресс. И ищет информацию о новом работодателе. И в поисках, видит в первую очередь именно то, что его пугает – плохие отзывы. Также не забывайте, что без плохих отзывов сайты не будут пользоваться популярностью, так же, как никто не будет ходить на нестрашные фильмы ужасов. А популярность – это деньги… Выводы делайте сами…

Вы хотите сказать, что все эти отзывы не имеют под собой реальных оснований? Их ведь часто пишут реальные люди.

Да, я согласна с тем, что довольно часто, на сайтах отзывов есть отзывы, написанные не администраторами, не конкурентами, не маркетологами, а работниками компаний. Работая в различных компаниях, не раз сталкивалась с этим явлением. Пишут в основном, люди, которых уволили или «попросили» сделать это самостоятельно ввиду низкой эффективности их работы. Главная мотивация написания отзыва в таком случае – обида. Человек не может каким-либо образом повлиять на ситуацию, и в данном случае отзыв – это своеобразный способ «дать сдачи». Как вы понимаете, когда человек хочет отомстить, он не сильно старается быть честным, справедливым и самокритичным. И он не сильно будет задаваться вопросом, были ли данные факты на самом деле, а если и были, то не сильно ли я их преувеличиваю? Могу с уверенностью сказать, опираясь на свой профессиональный опыт, что есть люди, и их большинство, которые никогда не чувствовали потребности написать негативный отзыв.  И есть категория людей, которая делает это так же часто, как и меняет работу.

Чем эти категории людей отличаются друг от друга?

В первую очередь психологическими особенностями. Например, наличием внутреннего или внешнего локуса контроля. Человек с внутренним локусом контроля, считает, что именно он в ответе за свою жизнь, свою работу, свои успехи. Когда у такого человека что-либо не получается на рабочем месте, он или прикладывает больше усилий, или ищет место, где его способности, таланты, особенности подойдут больше и старается добиться успеха там. Ему некогда и не зачем писать отзывы. Он занят своей жизнью, своей карьерой, своей судьбой – он понимает, что кроме него, никто не сделает его успешным. Люди с внешним локусом контроля – напротив, считают, что жизненный успех зависит от внешних обстоятельств. Причины своих неудач они ищут в государстве, которое чего-то не обеспечило, и работодателе, который установил не те правила и не только платит зарплату, но еще и что-то требует взамен. Они не работают над собой – они ищут лучших обстоятельств, ведь именно от обстоятельств, по их мнению, зависит их успех. Это и есть те люди, которые пишут отзывы. Они искренне считают, что в их проблемах виноват кто-угодно, но не они сами.

Вредят ли отзывы компании, ориентируются ли претенденты в поиске работы на отзывы?

Как специалист, работающий с персоналом, могу честно сказать, что да, претенденты, достаточно часто в беседе, говорят о том, что читают отзывы на сайтах. Насколько вредят? Еще несколько лет назад, можно было бы сказать, что отзывы, если и не вредили, то доставляли определенные сложности. Но сейчас…Новое поколение, двадцати-тридцатилетних претендентов, это те люди, для которых такие слова, как маркетинг, продвижение сайтов, конкуренция и черный PR, это не странные заклинания из будущего. А реалии современной жизни. Они вообще уже мало чему верят, что касается интернета: как хорошему, так и плохому. Больше ориентируются на отзывы своих знакомых, которые работают или работали в том или ином месте, а чаще стремятся составить собственное мнение. Очень важны масштабы компании: десяток негативных отзывов, это очень много для фирмы из двадцати человек, но для компании в 700 человек, это ничтожный процент, от общего количества сотрудников, по которому невозможно, сделать вывод об истинном положении вещей на предприятии.

Вы сами писали когда-либо отзывы на таких сайтах?

Нет, мне некогда. Я, как и остальные 700 человек нашей Компании,  работаю.

 

Напомним, СТОЛИЧНАЯ Ювелирная Фабрика – один из крупнейших производителей ювелирных украшений в Украине. Компания активно развивает собственную сеть фирменных магазинов с уникальным стилем обслуживания и ценовой стратегией. На сегодняшний день в Компании работает более 700 сотрудников.

 

СТОЛИЧНАЯ Ювелирная Фабрика неоднократно признавалась Лучшим работодателем на рынке труда Украины: http://topfacts.com.ua/ekonomika/130814/luchshiy-rabotodatel-goda-stolichnaya-yuvelirnaya-fabrika 

 

 

Отзывы от сотрудников/клиентов о Столичной Ювелирной Фабрике можно найти на сайте http://poleznieotzyvy.at.ua/